Типичный покупатель в Казахстане — это женщина старше 25 лет. От всего населения Казахстана только 60% — это активные покупатели, больше половины из них женщины. Такие данные привел на бизнес-саммите «Retail Business Kazakhstan 2014» Константин Локтев, управляющий директор Nielsen Центральная Азия и Кавказ.
Во всем мире наблюдается рост потребительской уверенности — уже сейчас этот показатель достиг уровня 2007 года. Основная проблема, которая беспокоит покупателей, — экономика в глобальном смысле. На втором месте в списке опасений потребителей — трудоустройство, затем — здоровье.
В Казахстане основная цель посещения магазинов — пополнение домашних продуктовых и непродуктовых запасов. В какой магазин идти, в каждом из городов определяют по-разному. В Алматы два критерия – соотношение цены/качества и удобство навигации внутри магазина, покупателю должно быть легко найти товар. В Астане основной фактор при выборе магазина — качество обслуживания. Второй пункт – опять же, удобство. В Москве ситуация другая. Здесь на первое место выходят эмоции, приятный опыт покупок, развита культура шопинга, второй фактор — наличие полного ассортимента.
Казахстанцы остаются приверженцами конкретных брендов, но привычки постепенно меняются. Сейчас в нашей стране больше тех, кого принято называть «покупателями свежих товаров». «Прагматики», «бережливые», «энтузиасты здорового образа жизни» и «помешанные на скидках» пока в меньшинстве, однако ситуация будет меняться.
Основные факторы, влияющие на развитие и изменение предпочтений потребителей — макроэкономика, развитие современных товаров, маркетинг.
Что будут делать потребители в Казахстане при повышении цен?
Сократят затраты на одежду
Будут меньше развлекаться вне дома
Будут экономить на газе и электроэнергии
Реже будут заказывать готовую еду
Переключатся на дешевые бренды
Отложат покупку новой техники
Еще один тренд будущего, который есть в мире, но еще не развит в Казахстане — развитие частных марок (собственные марки крупных магазинов и розничных сетей). В Европе их доля на рынке составляет больше 30%, в Казахстане этот показатель мал, однако сети рано или поздно будут думать о запуске частных марок.
|